top of page

Tatyana Oganesyan

  • Writer: Thinking Portraits
    Thinking Portraits
  • 2 days ago
  • 3 min read

Татьяна Оганесян — гостья, которую иронично называют хорошей женщиной с плохим характером. Рассказала нам о свободе выбора и несвободе от собственных принципов, об амбивалентности силы характера, оборачивающегося подчас главной слабостью и уязвимостью, с бескомпромиссностью которой невозможно договориться. Поговорили о позёрстве и пороках, о роли национальной идентичности в общей структуре самоидентификации и о том, что розовые очки разбиваются стёклами внутрь, но это часть пути длиною в жизнь.  


THINKING PORTRAITS/INTRODUCTION


Каждому времени — свои люди.

А человек, который в принципе допускает мысль прожить не свою жизнь, быть кем-то другим, а не собой, становится заложником собственных сожалений и недовольств. Я непрерывно работаю над своей жизнью — ежечасно, шаг за шагом. Строю, корректирую, созидаю. Это ежедневный кропотливый труд.

И мне достаточно того, что происходит со мной и внутри моей жизни. Она сложная и яркая — такая, какая есть. Моя. И другой я не хочу. Как в известной молитве: спасибо за то, что есть, и за то, чего нет.


ree


Если бы я могла решить одну глобальную человеческую проблему, я добавила бы больше любви. Да, хочу, чтобы люди больше любили друг друга, как это изначально и было задумано природой.

С годами я так и не научилась терпимее относиться к любому подвиду предательства. Предательство — ёмкое слово: можно предать другого человека, отношения, доверие, общий путь. Ещё страшнее, когда человек предаёт себя — свои ценности, свои принципы, то, что образует ядро и суть его личности. Самое неотъемлемое во мне — моя принципиальность. Я из тех, кто скорее взойдёт на костёр, чем поступит против себя или против того, что считает правильным и честным по отношению к другим. Иногда эта жёсткость во мне раздражает. Уж как есть.


ree


Свобода выбора — ключевая ценность. И ложь, даже если её называют «благой», лишает человека этого выбора. Потому что выбор невозможен, когда его фундамент — иллюзия.

«Ложь во спасение» — это не милосердие, а непростительная ошибка. Никто не имеет морального права принимать судьбоносные решения за другого. Никто не знает, что другому благо. Честность — это уважение к человеку.

Правда — пространство свободы.

И я выбираю быть на стороне свободы.






ree

По жизни мне недостаёт деликатности, дипломатичности, умения промолчать в ситуациях, когда моя правда не нужна, к ней попросту не готовы, но к своим почти пятидесяти годам я сумела принять амбивалентность этой черты своего характера: излишняя прямолинейность создает мне проблемы, мешает, изматывает, но жить по-другому не нахожу целесообразным и не умею. Это буду уже не я.


ree




Между «быть» или «казаться» всегда выбираю быть. Совмещать для меня невозможно: единожды притворился, выбрал позёрство — уже клеймо. Это не мои люди и не моя жизнь.


Надо быть умным. Кстати, я говорю не про образование. Можно быть филигранно эрудированным глупцом и умным, умеющим анализировать человеком без высшего образования. Среди первых есть совершенно чудовищные экземпляры, с которыми невозможно не то что общаться, но даже просто находиться рядом. Дружба с подобными, естественно, для меня не возможна.


ree

Двух одинаковых людей и двух одинаковых судеб не будет никогда. Теоретически можно воспринимать другого человека как ориентир для себя, но это большое упрощение жизни, а лично меня жизнь завораживает именно своей сложносочинённостью, многогранностью трактовок.


Нет времён хороших и плохих — человеческая сущность одинакова во все времена, соответсвенно, были, есть и будут те же самые пороки, комплексы, страсти, слабости. Видоизменяется лишь обрамление.


ree

Быть с тем, кто в тебя влюблён без взаимности с твоей стороны, — это обман и афера, а с тем, кто не любит тебя, — мазохизм. Приемлю только взаимную любовь или одиночество.


Люди тебя либо принимают, либо нет — и это абсолютно нормально.

Меня одинаково устраивают оба варианта, потому что я никогда не поставлю общественное мнение на алтарь чего-то смыслообразующего.

Мне не всё равно, что обо мне думают, но это не центр моей жизни. Без крайностей, без позы.

Я просто выбираю себя — и, пожалуй, это самое честное из всех возможных решений.


ree


Одно из сильнейших разочарований моей жизни — разбитые розовые очки относительно демократического института и демократического общества. Многие мировые правозащитники, государства, которые, как мне казалось, должны были говорить о военных событиях, которые происходили в Армении, — вероломно молчали, и это стало для меня личным, а не только национально-политическим потрясением. Но всё же оставляю себе надежду, что когда-нибудь справедливость восторжествует.






Photo by Emma Marashlyan
Photo by Emma Marashlyan

EMMA MARASHLYAN/CONCEPT AND PHOTOGRAPHY

INESSA MERANGULYAN /INTERVIEWER

 
 
 

©2019 Люди. Портреты. Интервью. Мысли.

Так рождаются думающие портреты общества.
Думайте с нами.

bottom of page