Thinking Portraits
VAHAN ARTSRUNI
Ваан Арцруни — композитор, исполнитель, общественный деятель.
Мы поговорили о Родине, любви, музыке и патриотизме, о том, о чем сложно рассуждать, чему порой невозможно дать название.
Это разговор о важных вещах, понимаемых на сенситивном уровне, осязаемых на кончиках пальцев.
THINKING PORTRAITS/INTRODUCTION

Главный аспект сущности человека — творчество и созидание. Именно таким образом можно воплотить нечто подобное , благодаря чему ты появился на свет. Самое страшное в жизни — осознать, как много тебе было дано и как мало ты исполнил.
Я не люблю слово «одиночество».
Слишком у него негативная окраска для меня.
Я люблю слово «уединение».
Самоустранение.
Именно в этом состоянии человек начинает себя анализировать, обдумывать время. Именно в этом состоянии ко мне приходят новые идеи.
Мою жизнь в один момент перевернуло рождение ребёнка.
Это поменяло все — от образа жизни и режима дня до понимания ответственности за другую жизнь. Вы просто теперь всегда настроены на эту волну и все соизмеряете с этим.

Цель жизни любого человека — увидеть свою звезду и потом быть в силах пойти за ней. Это и есть счастье. Такое, к сожалению, не каждому дано, как и любить, например. Это подарок свыше.
Я не боюсь, когда в моей голове умолкает музыка , происходит пауза и наступает тишина. Я отдыхаю тогда, упиваясь моментом. Это как выдох перед вдохом и новой идеей.

Равенство между мужчиной и женщиной является обязательным условием отношений в семье.
При этом, к сожалению, часто представления и способ существования общества в Армении — обратный полюс, где женщина имеет подчиненный статус.
Музыка даёт возможность сделать шаг в область духовного и пребывать там сколько душе угодно. Любая репетиция или концерт для меня — это осязание этого духовного пространства.
Я очень многое стираю из памяти негативного.
Войну, например. Или разруху 90-х.
Это слишком большой груз , который тянет тебя вниз.
Но есть вещи, которые нельзя ни забывать, ни прощать.
Армения — это женщина.
Вся армянская история — это женщина. Мы выжили за счет женщин и наш народ продолжает быть только благодаря им.

Культурные коды зашиты глубоко в нас. Это наша сущность. Но должна быть программа на уровне государства в области образования, которая будет способствовать пробуждению того, что заложено в генетической памяти, прежде всего у детей. Тогда ни рабис, ни другая иная пошлость нам не страшны. Когда культура — государственный императив, все становится на свои места.
Свобода для меня — это возможность сказать то, что ты не можешь не сказать, не остановить себя в этот момент.
Самое важное в семье — возможность творческого воплощения человека, с которым ты живёшь. Не мешать ему, нет. Помогать.
Это и есть семья, по-моему.

Родина — это некая духовная территория. И да, для меня она привязана к месту. Поэтому я не могу уехать из Армении. Есть вещи, которые формируют мое духовное пространство здесь — это семья, книги, дело, которым ты занят, люди, которые тебе дороги.
EMMA MARASHLYAN/CONCEPT AND PHOTOGRAPHY
ADEL YEREMYAN/INTERVIEWER